часто задаваемые вопросы
ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ЭКЗАМЕНУ
"Экзамен не пытка,
а средство показать то,
чего вы не знаете".
Высказывание одного преподавателя.
Устный экзамен по обществознанию, как и экзамен по любому другому предмету, требует тщательной подготовки. Подготовка к экзамену начинается за долго до окончания учебного года и чаще всего сводится к составлению и записи ответов на вопросы экзаменационных билетов для последующего заучивания. При этом вы используете записи в своих рабочих тетрадях, учебники и пособия, дополнительную литературу. Нередко успех или не успех на экзамене зависит от того, сколько билетов вы успели выучить.
Но дело не только в способностях вашей памяти. Одно из условий успешной сдачи экзамена по обществознанию то, что овладели приемами сравнительного анализа, системного подхода, доказательной аргументации собственной точки зрения, своего отношения к актуальным проблемам современного мира, прогнозирования последствий социальных действий, включая собственные. А это не возможно, если вы не приобрели целостные знания об обществе и человеке в нём, деятельности людей и её мотивации, ценностных ориентирах личности, основных социальных институтах, явлениях и процессах, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично меняющегося современного общества. В свою очередь, это становится возможным только в том случае, если вы не ограничиваетесь программным изучением материала, но и читаете, изучаете дополнительную литературу делая для себя пометки выписки из неё. Прочесть и не запомнить основные факты, мысли, идею - это не значит прочесть.
Умение обобщать и видеть взаимосвязь между различными вопросами, обсуждавшимися в процессе изучения курса обществознания, так или иначе скажутся в вашем ответе, и экзаменаторы поймут, что вы знаете больше, чем говорите. А это ценно и само по себе.
Наконец, о самом экзамене.
"Техника" подготовки к экзамену отработана многими поколениями школьников. Если не иметь в виду подготовку шпаргалок, то она сводится к следующему:
1. Перечитывание конспектов, записей в рабочих тетрадях, статей учебника, критической литературы, вернее, выписок из нее, которые вы сделали в течение года.
2. Отбор материала к вопросам и заданиям экзаменационных билетов.
3. Составление плана, тезисного плана или полное написание ответа.
4. Запоминание, заучивание подготовленного материала.
Однако опыт подсказывает, что в самой "технологии" сдачи экзамена ученики допускают просчеты. Вот некоторые из них:
1. Готовясь к ответу на "вытянутый" билет, многие старательно, от слова до слова пишут ответ, потом, перед экзаменаторами, понимают, что читать с листа неприлично. Заглядывая в написанное, не находят нужного, теряются, сбиваются с мысли...
Лучше при подготовке к ответу набросать его план. Можно сопроводить план пометками о существенных фактах, необходимых для освещения вопроса. В план заглядывать легче и проще, и это не прерывает хода ответа.
2. Не следует пытаться сказать все, что вы знаете, а отвечать на поставленный вопрос, аргументируя высказывания ссылками на источники.
3. Некоторые строят ответ исключительно на пересказывании материалов лекций, учебника. Здесь часто возникает ситуация не в пользу отвечающего. Ведь лекции и статьи учебника - это не конспекты, раскрывающие формулировки билетов. В них, как правило, материал и шире, и объемнее, чем вопрос билета.
4. Другая крайность - полное небрежение учебниками и пособиями.
5. С учеником, отлично излагающим материал, любому учителю хочется вступить в диалог. Форма собеседования представляется едва ли не идеальной для экзамена. Однако вы часто к диалогу не готовы чисто психологически. Не смущайтесь, если ваш ответ остановлен. Это не значит, что вы "сморозили" нечто несусветное (хотя такое тоже не исключено!); может быть, вы приглашены к диалогу.
6. К сожалению, экзамен обнаруживает и недуг, который знанием предмета не излечивается. Это речевая развитость, речевая культура. М. Горький однажды полемически заметил: "Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят". На самом экзамене и даже при подготовки к нему задумываться об этом поздно, но последить за недопущением сленговых оборотов речи, вульгаризмов вполне можно. За многие речевые огрехи, допущенные в ходе ответа, оценка, как правило, снижается.
В заключении же, хочу напомнить, что школьный экзамен - это не конец, это только начало.
Далее -->