Создан: 25 октября 2003 года
 Культурология | Обществознание | ИиКСПб | Библиотека | ЧаВо | Ссылки | Гостевая  

культурология

Тема: ВВЕДЕНИЕ. Культурология как наука.

Основные понятия: культурология, интегративное знание, культуроцентризм, объект, предмет, методы культурологии.

План:
1. Истоки культурологической науки.
2. Культурология как интегративное знание.
3. Концепции культурологии.
4. Объект и предмет культурологии.
5. Методы культурологических исследований.

Истоки культурологической науки
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания исследующая феномен человеческой культуры.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии в особую научную дисциплину произошло лишь на рубеже XIX - XX веков.

С XVIII века философы и историки начинают обращать внимание на культуру как на специфический предмет изучения. Это связано с именами таких мыслителей как Дж. Вико (1668-1744), И.Г. Гердера (1744-1803), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и других.

Однако основные идеи и концепции культурологии сложились в ХХ веке благодаря деятельности таких исследователей как Н.А. Бердяев, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, М. Вебер, А. Тойнби, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж-П. Сартр, М. Бубер, К. Леви-Стросс, А. Мень, П. Сорокин, С. Аверинцев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин и др.

Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены в работах американского учёного-антрополога Лесли Уайта (1900-1975), который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса. Именно с использования Уайтом в 1949 году в книге "Наука о культуре" слово "культурология" вошло в широкий обиход.

В настоящее время культурология ещё находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов.

Культурология как интегративное знание
Культурология появилась на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена - культуры. Это позволяет нам говорить о интегративном характере культурологии.

То есть, культурология есть интегральное выражение гуманитарного знания.

Как вы помните, гуманитарное знание - это знание, относящееся к обществу и человеку, всему "человеческому" - тому, что им сотворено. Но знание это, разносторонне.

Ведь чтобы понять человека, мало перечислить факты, относящиеся к его поведению. Надо еще объяснить их. Н. А. Бердяев сформулировал такую мысль: когда мы изучаем древние эпохи, они предстают перед нами какими-то безжизненными. Приводится множество фактов, а образ эпохи не воскрешается, не воссоздается. Чего-то недостает. Чего именно? Будто в изложении отсутствует живая душа. Нам хочется реально, конкретно, зримо представить человека той эпохи. Как он думал? Что переживал? Чему отдавал предпочтение?

Но для того чтобы осуществить такой анализ, надо привлечь философию, социологию, психологию весь комплекс гуманитарного знания.

Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения.

Концепции культурологии
По причине множественности культурных феноменов в настоящее время существуют различные концепции культурологии. Однако среди них можно выделить три основных подхода.

Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин систематизирующих знания о культуре как специфическом и уникальном феномене.

Что, например, объединяет гробницу Тутанхомона и древние фрески? - Торжественная застылость, монументальность, т.е. стиль, который никак не спутаешь, с народными карнавалами эпохи Возрождения.

Стиль этот называется иератическим.

И вот, австрийский искусствовед и философ культуры Ганс Зедльмайр в книге "Утрата середины" пишет: "Иератическое романское искусство смотрит на вещи "надмирным оком", и ему грозит оцепенение, подобно тому, как монотонная молитва может превратиться в бессмысленное бормотание. Готика и Ренессанс-барокко живут всеми своими чувствами, совокупно участвующими в постижении возвышенной реальности... Опасность иератических эпох - мумифицированность, схематизм; опасность готики - красивость, игрушечность, "фотографичность" в изображении человеческого тела, а также сухость, истонченность".

Или вот французский философ и историк Ипполит Тэн (1828-1893) толкует скульптуру: "Глядя на Сивилл и на Добродетель Рафаэля, на микельанджеловых Адамов и Ев, мы невольно мыслим о героических или светлых фигурах первобытного человечества, о тех девах, дочерях земли и рек, большие глаза которых отражали в себе лазурь родного неба, о тех богатырях, которые спускались со своих гор, чтобы душить хищных львов собственными руками. После такого зрелища мы готовы думать, что дело наше теперь покончено, что выше этого мы уже ничего не найдем... Венера Милосская, мраморы Парфенона, голова царственной Юноны в вилле Людовизи покажут нам природу более высокую и чистую..."

Иными словами, образующим моментом первого подхода является изучение культуры в её историческом развитии и социальном функционировании.

Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру, т.е. теория культуры, где культура становиться объектом научного постижения как некий самобытный и универсальный феномен.

В самом деле, нет такого народа на Земле, который не создал бы своего варианта культуры. Стало быть, за множеством локальных культур следует разглядеть общий процесс развития культуры человечества, без которого невозможны культурно-исторические типы. На этой мысли настаивал русской философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), который определял культурно-исторические типы как разновидности культуры, прочно укоренившиеся в истории. Иначе говоря, не случайные, не временные, а устоявшиеся культуры.

Но возможен и третий подход к культурологии. И здесь культурология понимается как самостоятельная междисциплинарная наука. В отличие от второго подхода, здесь речь идет не о методе, а о включении в теорию культуры общего плана истории. Иначе говоря, через культуру, которая раскрывает глубинный мир психологии людей и народов, можно показать действие механизмов истории, сокровенные тайны человеческого бытия, приоткрыть завесу над совокупным творчеством человеческого рода.

В этом случае именно культура, а не идеология, не экономика или политика окажется познавательным средством постижения мира. Обратимся к иллюстрациям. Античная культура достигла огромных высот. Раз уж человеческий дух поднялся к столь блистательным вершинам, что, казалось бы, может нарушить плавный и глубинный расцвет культуры? Но вот Рим пал, закончилась история древнего мира. Почему это произошло? Как писал Н. А. Бердяев, можно, разумеется, предложить простейшее объяснение: это произошло из-за нашествия варваров. Но отчего цитадель не устояла? Почему ранее эллинская культура наступала, завоевав полмира, а затем вдруг пала под натиском грубых варваров?

Конечно, возможны разные объяснения. Изжили себя формы собственности, которые были распространены в античности. Рождалась другая эпоха хозяйственного устройства. Но так ли всесильны механизмы экономики? Действительно ли они способны радикально преобразовать культурный уклад? Неужели сама культура должна пасть, чтобы открыть шлюзы для нового исторического творчества? Можно ли полагать, что в формах экономических отношений гнездится зерно будущих культурных нововведений?

Попробуем взглянуть на ситуацию сквозь призму культурологии. Вот что писал, например, в свое время Н. А. Бердяев: "Но вместе с тем это падение (античности) в свете истории нашего времени учит нас не только о смертности культуры, не только о том, что культура переживает моменты зарождения, расцвета и умирания, но также и о том, что культура есть начало вечности, потому что, поистине, изумителен тот результат, что не только этот великий древний мир пал и настал период варварства и тьмы, которыми характеризуются первые времена средневековья, века VII, VIII и IX, которые были периодами варваризации, но вместе с тем навеки веков осталась культура".

Наверное, он был прав: чтобы понять культуру, нужно рассматривать ее в развитии, единстве и противоречивости различных процессов и тенденций в ней.

И мыс вами при изучении культурологии будем исходить именно из этого третьего, культуроцентристского подхода.

Объект и предмет культурологии
Наука не изучает все подряд. И она всегда избирает предметом изучения какой-то ясно очерченный объект. Скажем, существуют на свете вода, воздух, огонь, но нет водоведения, воздуховедения и огневедения. Общество - хотя это реальность особого рода - не является предметом исследования только одной науки. Существует множество наук об обществе - история, демография, социология, общественная психология. И каждая имеет свой предмет, свой угол зрения на общество. Попытки создать единую науку о человеке также вряд ли оправданны. Человек изучается с разных сторон разными науками - медициной, психологией, физической антропологией, язык - лингвистикой и т.п., и все это составляет в конце концов "феномен человека".

Дело в том, что наука начинается не с предмета. Она возникает потому, что человека начинают волновать, мучить, интересовать какие-то проблемы - практические или теоретические. А поскольку повседневный опыт не дает на них ответа, ученые изобретают специальные методы, стратегию исследования, накапливают относящиеся к делу факты и соображения, систематизируют их.

Постепенно выясняется тот "системный объект", та совокупность взаимосвязанных явлений, которые подлежат изучению. Нельзя изучать беспорядочный набор явлений, даже если они похожи друг на друга.

Объектом культурологии является культура или мир культуры как более или менее целостная система.

Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики технологии функционирования социального опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики.


Методы культурологических исследований
Понятие "метод" означает способ, путь, подход исследования, выступающие как совокупность приёмов, операций, процедур познавательной деятельности, обеспечивающие её соответствие природе изучаемого объекта и как следствие - истинность познания. В нашем случае речь идёт о том, как надо изучать культуру, чтобы она открывала свои тайны.

Культурология использует все методы социогуманитарного познания, а также вырабатывает и специфические методы культурологических исследований.

И так, сегодня мы свами узнали об истоках культурологической науки; концепциях культурологии, существующих у современных учёных; выяснели, что культурология является интегративным знанием; в чём заключается объект и предмет исследования культурологии, а так же какие бывают методы культурологических исследований.

http://n355317.narod.ru
Copyright © ВВС
 
Сайт создан в системе uCoz