Каган Моисей Самойлович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ
Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" - природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному". Со временем слово "культура" стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно, и сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, был включен в систему культуры, которая тем самым приобретала смысл "образования" и "воспитания".
Правда само различие между естественным и созидаемым человеком, рукотворным, было замечено и обозначено общественным сознанием задолго до того, как вошел в употребление термин "культура": так древнегреческое "техне" ("ремесло", "искусство", "мастерство", отсюда - "техника") имело близкий смысл, а в XVIII в. культура стала предметом специального теоретического и исторического изучения (Вико, Гердер, французские энциклопедисты). С тех пор было сделано немало попыток уточнить содержание самого понятия "культура", однако единства взглядов достигнуто не было. В 1952 году американские исследователи А. Кребер и А. Клакхон в книге "Культура" классифицировали все представления о культуре, которые были предложены в конце XIX-начале XX веков, и при этом собрали около 200 определений!
Это объясняется прежде всего сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.
Суть его состоит в том, что сущность культуры выявляется при рассмотрении ее как одной из форм бытия. Бытие - исходное философское понятие, которое определяет целостность объективной реальности. Исходной формой бытия является природа; на определенной ступени развития природы рождается новая форма бытия - человеческое общество, которое отличается от природной, естественной формы существования животных принципиально иным типом жизни, деятельности и развития. Это принципиальное отличие состоит в том, что законы поведения людей в обществе не передаются по наследству чисто биологически, как это происходит у животных, а вырабатываются каждым новым поколением прижизненно. Однако при этом человек остается биологическим существом и повинуется тем же законам природы, что и животные или неодушевленные предметы. Таким образом, человек вынужден синтезировать в себе, в своем существовании и поведении, природные и общественные закономерности. Поэтому человек оказывается некоей третьей формой бытия наряду с природой и обществом. Но это не механическое соединение природного и общественного, а их органическая, неделимая связь. Вследствие этого у человека появляются новые качества - их называют "системными", - что делает его центральным звеном в цепи основных форм бытия (рис. 1).
Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального? - Эта возможность обусловлена принципиальным отличием деятельности человека от поведения животных. Жизненная активность последних обращена только на удовлетворение их витальных (от лат. vita - жизнь - примеч. ВВС), биологических потребностей, а для этого достаточно наследственного генетического кода, определяющего поведение животного. У человека же программы деятельности не "закодированы" в генах и передаются от поколения к поколению и от вида к индивиду новым механизмом - "социальным наследованием", - который вырабатывается культурой. Работа этого "механизма" состоит в том, что накапливаемый человечеством опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, т. е. опредмечивается в вещах, произведениях науки, искусства, философии, религии. В этих произведениях аккумулируются, "отвердевают" и таким образом передаются из поколения в поколение, наследуются каждым человеком вырабатываемые людьми знания, ценности и умения.
Так возникает еще одна (уже четвертая после природы, человека и общества) форма бытия - культура (рис. 2). А сам человек становится уже не двух-, а трехсторонним существом - био-социо-культурным.
Таким образом, культура предстает перед нами как процесс человеческой деятельности, включающий в себя следующие звенья:
во-первых, это сам человек как субъект деятельности, обладающий не врожденными, а благоприобретаемыми качествами, т. е. такими, которые, опираясь на природные задатки, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого отдельного человека (по закону "онтогенез повторяет филогенез", т. е. биография человека кратко повторяет "биографию" человечества);
во-вторых, это способы деятельности человека, которые им изобретаются, совершенствуются и передаются из поколения в поколение благодаря обучению, образованию и воспитанию. Это и есть "опредмечивание сущностных сил человека", о котором мы говорили, т. е. процесс "отторжения" от человека его прижизненно усвоенных и накопленных достижений;
в-третьих, это сами предметы, создаваемые человеком, - материальные, духовные и художественные, т. е. "вторая природа", творимая из материала "первой", подлинной природы. Они нужны для того, чтобы, с одной стороны, удовлетворять сверхприродные, специфически человеческие потребности людей, а с другой служить передатчиком из поколения в поколение накапливаемого человечеством опыта;
в-четвертых, это снова способы деятельности человека, но уже вторичные, т. е. имеющие целью "распредмечивание" тех человеческих качеств, которые опредмечены в вещах, произведениях науки и искусства и тем самым усваиваются и присваиваются каждым входящим в жизнь человеком. Это значит, что во "второй природе", т. е. в культурных предметах, процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности новых людей;
в-пятых, вновь человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что, благодаря распредмечиванию, он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым творением культуры. Поскольку же одним из формируемых его качеств является потребность в творчестве, созидании, совершенствовании деятельности (чего не может быть у животных, поскольку их генетически запрограммированное поведение стереотипно), постольку человек, творимый культурой, становится ее творцом. Таким образом, принципиальное отличие культуры от природы состоит в том, что только культуре неотъемлемо присуще (имманентно) творчество, постоянно обновляющее ее;
наконец, в-шестых, это общение - особая форма человеческой деятельности, обеспечивающая практическое и духовное единение людей во имя осуществления общих целей.
Итак, мы получаем своего рода цепь культуры (рис. 3) - ее движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью.
На самом деле это не замкнутый круг, а бесконечная спираль, развертывающаяся в истории. Каждое новое поколение людей находится на более высокой ступени деятельности, чем предыдущее, поскольку оно осваивает переданное ему культурное наследие и умножает традиционное тем, что само созидает.
Отсюда следует, что культура имеет три модальности (модальность - вид и способ бытия и события - примеч. ВВС):
- человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечества, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;
- процессуально-деятельностную, в которой культура выступает в качестве способов человеческой деятельности, - опредмечивания, распредмечивания и общения людей, участвующих в обоих процессах;
- предметную, т. е. многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих "вторую природу" - создаваемые человеком "миры" искусственных объектов: "мир вещей", "мир идей" и "мир образов".
В этой трехмерности культура реально живет, функционирует и развивается как целостная система.
Историческая динамика культуры определяется взаимодействием внешних для нее и внутренних сил. Внешними являются изменения природы, общества и самого человека. Значительные изменения в природе эпизодичны, хотя и катастрофичны (оледенение, извержения вулканов и т. п.), в целом же изменения в природе происходят так медленно, что на динамике культуры не сказываются. Другое дело - изменения в обществе, которые происходят в его истории все быстрее и быстрее, влияя на преобразование культурных форм; что касается изменений физического и психического облика человека, то в истории человечества они происходят крайне медленно, а в жизни каждого отдельного человека - крайне быстро, обусловливая изменения культуры от детства к юности, от юности к зрелости, от зрелости к старости. Процесс воспитания, обучения и образования человека и является изменением его культурного потенциала в зависимости от возможностей и потребностей каждого этапа его биографии.
Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы. Культура, как всякая саморазвивающаяся система, обладает способностью и потребностью самосовершенствования, обогащения своих средств, усложнения своей структуры: так развиваются под влиянием собственных потребностей наука и техника, искусство и философия, формы общения людей; в результате наша отечественная культура в XX веке во многом существенно отличается от той, какой она была в пушкинское время и, тем более, в эпоху Петра Великого и в средние века.
Для истории культуры особенно важны функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры, т. е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, социального и т. д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как важный источник изучения истории культуры, которая как в зеркале отражается в истории искусства.
Но рассматривая историю культуры как процесс, в котором происходит смена типов культуры под влиянием внешних и внутренних факторов, мы должны постоянно помнить, что эта смена не может быть мгновенным актом превращения одного культурного состояния в другое, подобно политическим революциям. Если историки и используют понятия "скачок", "взрыв" или "революция" в применении к истории культуры (говоря, например, о "неолитической революции", отделяющей эпоху цивилизации от первобытной культуры, или о Возрождении как "революционном перевороте" в истории европейской культуры), - всякий раз речь идет о длительном процессе, развивающемся если не десятки тысяч лет, то несколько веков. "Революциями" эти процессы называют лишь в том смысле, что они ведут к радикальному преобразованию одного типа культуры в другой. Поэтому типологический подход к истории культуры, который только и может выявить закономерности этой истории, ее объективную логику, должен различать ее основные качественно определенные состояния и состояния переходные, в которых одно качество постепенно превращается в другое.
Необходимо также иметь в виду, что разные национальные ветви культуры развивались неравномерно. В силу многих обстоятельств, культура каждого народа имела свой эволюционный темп - одни культуры развивались стремительно, другие подчас незаметно на протяжении веков и тысячелетий. Вместе с тем, одна и та же культура на разных этапах своей истории развивалась то медленнее, то быстрее. В результате общая культурная картина мира в каждом ее синхроническом (одномоментном) разрезе оказывается крайне пестрой. Пестрота эта определяется не только географически-климатическими, этнопсихологическими (обусловленными национальными особенностями психологии разных народов), конфессиональными (обусловленными принадлежностью к той или иной религиозной общности - конфессии) и другими различиями, но и тем, что в синхронии застывает диахрония, т. е. за сосуществующим, одновременным, стоят разновременно сложившиеся исторические структуры: так, в наши дни на Земле сохраняются еще островки первобытной культуры, существуют рядом и феодальные, и раннебуржуаз-ные, и индустриальные, и постиндустриальные типы культуры. Очень важно понимать это, потому что актуальнейшая проблема "Запад - Восток" является не только региональной, но и исторической проблемой: "Восток" - это законсервированное прошлое культуры, "Запад" - это ее состояние в Новое время и зачатие будущего.
Вопросы и задания:
1. В чём заключается сущность культуры?
2. Чем объясняется сложность в выработке единого для всех определения культуры?
3. Какие формы бытия существуют? В чём особенности каждой из них?
4. Изобразите графически взаимосвязь между звеньями культуры.
5. Определите особенности каждой из сфер со-бытия культуры.
6. Какие факторы влияют на развитее культуры, её динамику? В чём заключаются особенности каждого из них?
7. Создайте из текста М.С. Кагана определение культуры?
На верх
Сайт создан в системе
uCoz