=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
От: Анисимова Марго
Кому: ВВС
Написано: 18 февраля 2004 г., 17:07:58
Тема: Фильм Детки режиссер Лэрри Кларк
--====----====----====----====----====----====----====----====----====----===--
Я убежден, что человек появился в результате
естественного развития, что он часть природы,
но превосходит ее, будучи наделен разумом
и самосознанием.
Эрих Фромм
Фильм мне не особенно понравился. Я смотрела его еще два года назад, но он не понравился мне уже тогда. На воре и шапка горит эта мысль приходит ко мне все чаще. Чувство отвращения - это лишь тщательно замаскированный стыд оттого, что кто-то тебе напомнил о собственной соринке в глазу. Имеющий уши, да услышит: я говорю о том, что подобные шедевры синематографа слишком резко бьют по совести, отчего лично я уже неделю нахожусь в сильнейшем эмоциональном параличе.
Господин Лэрри Кларк до сих пор славится своими фильмами на манер "взгляд изнутри", тем самым не перестает шокировать публику. Сильнейший ажиотаж производит то, что он показывает все, как оно есть на самом деле. Я стою в комнате и вот, что я вижу... Комната очень большая, но я вижу каждую мелочь, вроде притаившейся под шкафам пыли и разводов грязи на оконной раме... Кларк тоннами мусора прочищает уши и глаза своего зрителя, чтобы донести до него одну только мысль - "Вот она - правда!". Посмотри на нее и ужаснись, пойми ее, если это тебе позволит гордыня, прими ее, если хочешь по-настоящему жить. И делает он это с таким ожесточением, что первой защитной реакцией становятся именно отвращение и гнев.
Режиссер должен быть в первую очередь философом, во вторую художником, в третью просто честным человеком, чтобы, не распыляясь на лживые картинки, показывать правду. Все это в полной мере присутствует в числе добродетелей господина Лэрри Кларка, что не может не радовать. Он очень грамотно строит картинку, зная, на чем нужно съакцентировать внимание зрителя, а на чем нет. Хотя моментов, где внимание зрителя не на чем сконцентрировать, у него вообще нет, все одинаково важно и одинаково значимо.
Назвав свое творение "Детки", Кларк заставил нас подумать о степени всей иронии, вложенной ключом в замочную скважину самого сюжета фильма. Не понимаешь иронии, не понимаешь фильма. Не дети, не детишки, а именно детки, то есть паршивенько как-то получается, ей богу. И не дети уже, но и взрослыми никогда не станут точно (Как там пела Бритни? "Я уже не девочка, но еще не женщина"), точно так же, как у инвалида в метро не отрастут ноги, а прыгающий мальчик с "отсталым" лицом не станет гением. С другой стороны "детка" - это уменьшительно-ласкательное обращение к противоположному полу при флирте. Короче, огромный плацдарм для извращенной фантазии. Кроме названия в фильме приманивает абсолютно все: даже титры. "Красное на черном" - пел когда-то старик Кинчев, подбадривая деток на погромы на улице и в метро. Кларк с Кинчевым конечно не знаком, но посчитал, что подобный символизм - кроваво-красные буквицы символизируют, очевидно, девственную кровь, - сыграет свою роль в понимании фильма в целом. И намалевал красным цветом на черном скачущем фоне разные по шрифту буковки. Жаль только, что титры менялись слишком быстро, ведь наверняка, если присмотреться получше, то можно сопоставить имена актеров с именами героев фильма. И сделать соответствующие выводы о том, почему это имя актера, исполняющего главную роль - юнца Телли, напечатан так, будто топором рублено, а имя главной героини чрезмерно украшено вензелями. Думаю, это было бы весьма интересно.
С первых же кадров поражает эффект присутствия! Камера в основном статична, и моменты, где оператор по пятам движется за героями, можно по пальцам пересчитать. Даже на улице мы видим героев, стоя на одном месте, лишь вертя головой из стороны в сторону, а если и двигаемся, то просто в том же направлении, что и наши герои: картинка подергивается вверх-вниз в такт нашим шагам. Мы идем за ними, мы за ними следим, даже подглядываем, а если выражаться более деликатно, то мы появляемся в нужный момент в нужном месте.
Итак, детки развлекаются по взрослому и влипают во взрослые проблемы. А что может быть хуже, чем ждать своей смерти, считая дни? Это может выдержать не каждый взрослый, осмысливший свое существование человек, а детке остается лишь постепенно затухать, проводя последние годы жизни в наркоманском притоне или публичном доме (это уже месть). Незавидная перспектива. В результате вся жизнь деток проходит в оргиастическом состоянии. Еще старик Фромм в середине минувшего века писал о том, что человек всегда стремится к утерянному единству с природой, нормальным языком выражаясь подсознательно хочет стать дарвиновской "макакой". Издревле актом такого единения была именно самая настоящая оргия, что Кларк и демонстрирует в фильме от начала до конца. Оргия может иметь вид самонаведенного транса, иногда с помощью наркотических средств, как в фильме (младшее поколение деток практикуют курение травы). Этот этап представлен во многих ритуалах примитивных народов, находящихся на начальном уровне развития. Во время преходящего состояния экзальтации внешний мир как бы исчезает, а с ним чувство отдаленности. Поскольку подобные ритуалы совершаются совместно, возникает еще и ощущение слияния с группой (а для деток это особенно важно, каждый стремится быть крутым и "рулить фишку"), что делает подобное решение проблемы еще более эффективным. К оргиастическим состояниям примыкает, часто сливаясь с ними, секс! И тут я уже даю своим мыслям разбежаться, хе-хе! Секс не только фигурирует в фильме, он будто бы полноправный герой этого фильма: все его обсуждают, все как девчонки, так и мальчишки, - делятся своими переживаниями. Этому тоже находится объяснение. Оргазм может вызвать состояние, близкое к трансу или к ощущению, получаемому с помощью наркотиков. К тому же всеобщие сексуальные оргии нередко были частью ритуалов примитивных племен. Похоже, что после оргиастических переживаний человек может какое-то время существовать, не слишком страдая от собственной отдаленности. Но мало-помалу тревожное состояние вновь накапливается и вновь разряжается благодаря повторению ритуала, что мы и можем заметить в фильме. Юнец Телли утром трахает одну девочку, вечером другую... круг замкнут.
Пока состояние оргии является обычной практикой, то оно не вызывает ни тревоги, ни чувства вины (вот юнец Телли и иже с ним и не раскаиваются!). Поступать так правильно, младшие братья наших деток сидят на кухне и пыхтят в потолок, что может быть лучше?! Старшие это одобряют, вокруг все такие, как и они, почему нет?!
Фильм еще и о стадном чувстве, присущем подросткам в гораздо большей степени, нежели взрослым. Тем более речь идет о детках. Детки в полной мере зависимы от тусовки, они без нее не могут. Потому что это тоже способ избежать отдаленности. В таком союзе индивидуальное "Я" в большей степени исчезает, возникает цель принадлежность к стаду. Если я такой же, как все, если нет у меня никаких чувств и мыслей, отличающих меня от других, если мои привычки, моя одежда, мои мысли находятся в полном согласии с тусовкой, то я спасен, спасен от пугающего переживания одиночества. Мне не стремно!
И пара слов о сюжете. Фильм о грандиозной несправедливости! Есть главный герой юнец Телли. На вид ему 17-18 лет, но у него все признаки маньяка: лишать девочек невинности его хобби. С этим разобрались. Есть девочка по имени Дженни, ей 16 и в прошлом году юнец Телли сделал ее женщиной. С тех пор она больше не с кем не спала, и что же выясняется?! С первого же раза она заражается от юнца Телли ВИЧ, какой ужас, не правда ли?! Методом банальной эрудиции мы можем прикинуть, сколько девочек до нее были награждены этим замечательным синдромом и сколько еще будут... Весь фильм юная барышня ищет своего "первого", дабы посмотреть ему в его наглые очи. Бывает такое у девушек порой в помыслах. Если его найти и заглянуть ему в мерзкие глазенки, то он точно раскается в содеянном, слезно, в истерическом припадке, попросит о прощении. Когда его не получит, пойдет и повесится на ближайшем суку. После чего, у девочки затянутся все сердечные раны, она переболеет ВИЧем, а когда вырастет, встретит прекрасного принца и родит от него Будду.
Практически большую часть фильма Дженни разыскивает юнца Телли именно с этими намереньями. Но когда она видит, что не она первая и не она последняя, действие фильма принимает довольно философский оборот. Нет ни скандала, ни напряженной сцены, в которой он бы выслушивал от нее оскорбления, у них даже взгляды не встречаются. О чем она думала в этот момент?! О том, что ее жизнь закончилась, еще не успев начаться?! О том, что рядом с ним в постели лежит малолетка, которая даже не предполагает, что юнец Телли подарил ей медленную мучительную смерть?! Какие бы мысли не посещали ее мозг, ясно становится одно, что с этого дня она может уже не о чем не думать и не переживать о последствиях.
Словом, можно подытожить, что фильм еще и о людях, которые живут одним днем, настоящим моментом и им "по барабану", что будет завтра. Ибо один из признаков взрослого человека это взгляд в будущее, хотя бы с житейской точки зрения: какие продукты купить, чтобы не умереть с голоду и накормить своих близких, на какую работу устроится, чтобы жить не за чертой бедности, как воспитать своих детей. Дети становятся взрослыми, детки никогда. И стоит задуматься, почему появились такие люди?! Сплошь и рядом подростки ищут острых ощущений, настолько острых, что порой переходят границы разумного, въезжая на своем скейте на территорию аморального. Запретный плод сладок.
И рассказанная... извиняюсь, "подсмотренная" Кларком история от начала и до конца это не беспрецедентный случай, имевший место в энтовом году 90-х в Манхеттене. В свое время я жила в коммунальной квартире и в буквальном смысле за стенкой разворачивались события схожего содержания. Сначала несколько лет продолжительных оргий, а потом+ В один прекрасный денек 16летняя Женечка объявила, что беременна и привела своего "мужа" - 17летнего Виталика. Ребенка она оставила и теперь живет где-то в Рыбацком со своими родителями-наркоманами, мужем и младшим умственно отсталым братом Ванечкой.
Все это к тому, что фильм жизненный, но как же все-таки не хочется, чтобы он таким был...
5.02.2004 год
На верх