Создан: 25 октября 2003 года

лучшие работы учащихся

Автор: Князева Екатерина. 9в класс.

Доклад:
Архитектурные памятники - материализованная философия времени

Это называется "материализация чувственных идей".
Кинофильм "Формула любви"

Петербург следует отнести к типу тех городов, которые возникли в силу сложных потребностей развивающегося государства. Такие города создавались по определенному плану, а не развивались чисто стихийно, и они носят печать своего создателя.

Особенность Петербурга заключается в том, что целые площади его построены по одному замыслу и представляют собою законченное художественное целое.

Архитектура Петербурга требует широких пространств, далеких перспектив, плавных линий Невы и каналов, туч, туманов и инея. И ясное небо, четкие очертания далей так же помогают нам понять архитектурную красоту строений Петербурга, как и туманы в хмурые, ненастные дни. Здесь воздвигались не отдельные здания с их самодовлеющей красотой, а строились целые архитектурные пейзажи.

Петербург триста лет назад начал строиться на отвоёванных землях и как форпост, и как порт, и как промышленный центр, и как столица огромной державы. Многоцелевые задачи вызвали к жизни многочисленные отрасли хозяйства, промышленности, культуры, которые обрастали своими инфраструктурами. Еще во младенчестве Петербург нес в себе потенциал сложного многофункционального организма. Это обусловило многозначность и разнообразие застройки, многоликость архитектуры.

Петербург строился с чистого листа. Причем в труднейших условиях "средь топи блат", наперекор природе.

Говоря о Петербургских архитектурных стилях, хочется еще раз подчеркнуть скоротечность, кратковременность истории города. Петербург всего за 300 лет укомплектовался объектами и сооружениями, определившими и его архитектурное лицо, и размеры мегаполиса. В первые же десятилетия город обогатился Петропавловским собором - великолепной доминантой, не уступающей по размерам и эстетическим качествам западным сооружениям такого же рода. Через 100 лет вырос Исаакиевский собор, превосходивший по своим параметрам многие европейские аналоги. Архитектурные ансамбли, дворцы, площади, проспекты, регулярная массовая застройка возникли как бы одновременно.

Так же и Петербургская архитектурная культура сложилась быстро - потому что была вовлечена в европейские исторические процессы развития архитектуры. Причем, заимствуя все лучшее, петербургская архитектурная культура вынашивала и сохраняла особую чистоту и четкость. Петербургские архитектурные стили быстро сменяли друг друга, и именно поэтому их дифференциация прослеживается более четко, чем в других странах, где стили проходили испытания медленными трансформациями.

Стиль барокко созревал в странах Западной Европы (Италия, Испания, Фландрия, Франция, позже Германия) в XVI - XVIII веках, постепенно вытесняя готику и ренессанс. Барокко явилось плодом и выражением расцвета дворянской культуры эпохи абсолютизма.

В этом стиле создавались большие дворцовые и парковые ансамбли. Архитектуру барокко отличают пространственный размах, динамичность, сложные, часто криволинейные формы (барокко в переводе с итальянского - сложный, причудливый), стремление к пышности. Наиболее типичными примерами петровского барокко являются: Кунсткамера (арх. Г, Маттарнови, М. Земцов), здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини), Меншиковский дворец (Д. Фонтана, Г. Шедель) и др.

Высокое барокко, середина XVIII века, строительство дворцов, усадеб, храмов развернулось с большим размахом. Стремление к великолепию, к величавой парадности, к декоративному блеску отражало интересы придворной знати. Оно также соответствовало идеям государственного могущества. В этот период стиль барокко достиг своего пышного расцвета.

Из сохранившихся сооружений, возведенных в те десятилетия XVIII века, можно отметить: Николо-Богоявленский Морской собор (Б. Ф. Растрелли), Ботный домик в Петропавловской крепости (А.Ф. Вист).

В 1760 годах стиль барокко уступил место классицизму. Это совпало с переменами в высших эшелонах власти и, стало быть, с переменами в идеях, принципах, взглядах. Эстетика эпохи Просвещения утверждала, что "народ, у которого во всех зданиях видны благородная простота, изящный вкус и рассудительное согласие во всех частях, заставляет думать с почтением об его образе мыслей". Такая постанова проблемы предопределяла особую общественную значимость архитектуры в системе "знатнейших художеств".

Правительство России, заботясь о престиже страны и "восприняв намерение привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично", выдвинуло в 1760-х годах обширную градостроительную программу. В этой программе предусматривалось все, "что украшение и великолепие города умножить может": "наполнение середины его знатным строением", "регулярство площадей", "беспрерывное связывание улиц". Выполнение этой программы заняло несколько десятилетий. Итоги оказались весьма впечатляющими. В городе выросли десятки "знатных строений"; здания Академии художеств и Академии наук, Ассигнационного банка и Смольного института, Мраморный дворец, Таврический дворец, обширный Гостиный двор и Новая Голландия. Вдоль берега Невы, одетого в гранит, рядом с Зимним дворцом, встали здания Малого и Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра.

Архитектура классицизма наполнена высоким гражданским пафосом. В могучем размахе площадей, в мерном ритме торжественных колоннад, в сверкающих куполах и шпилях отобразилась растущая мощь Российского государства, тот патриотический подъем, который охватил страну, поднявшуюся против нашествия наполеоновской армии. Архитектура была призвана выразить "признательность народную" и служить "к возбуждению настоящих и будущих поколений к подобным подвигам". Эти слова выдающегося архитектора - классициста В.П.Стасова можно в полной мере отнести ко многим произведениям петербургской архитектуры первой трети XIX века.

Как и всякий другой архитектурный стиль, классицизм характеризуется определенной системой средств художественной выразительности, присущим ему языком архитектурных форм, специфическими композиционными приемами и мотивами архитектурного декора. В них нашла отражение система идейно - эстетических воззрений эпохи; провозглашенный рационалистической философией Просвещения культ разума, призывы к "мудрой простоте" и "естественности". Постройки классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами построения архитектурной композиции были симметрия, акцентирование центра, гармоническое соподчинение частей и целого.

Рационалистические основы эстетики Просвещения во многом определяли характер и использование декоративных элементов в архитектуре. Строгостью отбора декоративных средств достигалась та "величавая простота",которая стала одним из важнейших принципов художественной программы классицизма.

Ампир, являвшийся как бы высшей стадией развития русского классицизма, был востребован на новом историческом этапе развития страны и Петербурга. Замечательными творениями этого периода являются: здание Горного института и Казанский собор (А.Н.Воронихин), Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Биржа (Тома де Томон), Исаакиевский собор (О. Монферран) и др.

Растущий интерес к истории России, стремление исследовать и понять особенности ее художественного и архитектурного наследия, исторический генезис древнерусского зодчества - все это оказало мощное воздействие на развитие архитектуры, усугубляя неприятие классицизма как "заведенной без осмотрительности итальянской архитектуры, которая на каждом шагу боролась с небом, климатом, почвой и образом жизни". Именно такую, резко негативную (и, прямо скажем, весьма одностороннюю и не вполне объективную), оценку классицизма высказал И.И.Свиязев - один из апологетов и идеологов эклектики, утверждавший в пылу полемики, что специфический язык архитектурных форм классицизма русский народ "нисколько не понимал, да и не хотел понимать, потому что тот не выражал заветных его дум и потребностей". Подобные высказывания свидетельствовали о кризисе классицизма как некой всеобщей, "наднациональной" художественно-стилевой системы. В противовес ей выдвигалась задача создания национальной архитектуры: поиски путей ее решения, начавшиеся в 1810-1830-х годах, сопровождались отказом от художественных приемов классицизма и использованием совершенно иных стилевых прототипов.

"Русско-византийский стиль" и "фольклоризирующее направление", наряду с неоготикой и разного рода стилизациями на темы архитектуры Востока, являли собою переход от художественного монизма классицизма к многостилью эклектики.

Этот метод, предопределивший и сущность, и художественно-стилистические особенности эклектики, родился в ответ на потребности самой жизни. Необходимо было создавать новые типы зданий: промышленные цехи, вокзалы, пассажи, крытые рынки, торговые дома, музеи, гимназии, многоквартирные жилые дома, загородные дачи и т.д. Нужны были новые приемы планировки, новые композиционные решения, новые художественные образы. Одну из своих главных творческих задач архитекторы видели в том, чтобы облик постройки отвечал ее функции: казарма должна выглядеть казармой, дворец - дворцом, больница - лечебным учреждением. Это было началом одного из самых важных и прогрессивных явлений в архитектуре второй трети XIX века - начавшийся процесс формирования новой творческой концепции - концепции рациональной архитектуры.

В это время в условиях становления капиталистических отношений классицизм стал уступать место иным направлениям и стилям, которые формировали петербургскую архитектуру в середине и в конце XIX века. Постепенно утрачивали размах и масштабность градостроительные мероприятия, сократилась ансамблевая направленность. Частное предпринимательство наращивало свои позиции, и застройка города интенсифицировалась: заказчики нанимали архитекторов и строили, как хотели.

В связи со свободой выбора, с возможностью произвольного сочетания различных стилей и появилась эклектика. Эклектика (от греч. эклектикос - выбираю) обозначает, в первую очередь, произвольный и желательно умный выбор, а во втором значении понимается как механическое соединение разнородных элементов. Достаточно взглянуть на : "Дом с башнями" на пл. Льва Толстого, Свято - Иоанновский монастырь на Карповке (Н.Н.Никонов)…

В настроениях общества появились стремление к романтизму и интерес к национальным традициям своего и др. народов. У зодчих появилась направленность к фантазийности, а также внимание к изучению и освоению различных национальных мотивов. Стали воплощаться в материале многочисленные некрупные сооружения в стиле и неоготики и мотивы древнеегипетского искусства, и "мавританские" и "турецкие" мотивы (сфинксы, павильоны в парках и др.). Архитекторы выбирали исторические прототипы и использовали их приемы и формы в проектах своих сооружений. Привлечение прототипов должно было ассоциативно раскрывать назначение и характер здания. Для православных храмов привлекались формы древнерусского и византийского зодчества, для католических церквей - готика, для общественных зданий - античность, ренессанс, а для дворцов и особняков - ренессанс и барокко. Таков архитектурно - исторический процесс, диктуемый временем: от оригинала - через повторение - к стилизации, иногда с переосмысливанием художественного материала.

Список используемой литературы

1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. - Ленинград; 1990.
2. Гречухин А., Попов Г. Прогулки по Петроградской. - С-Пб; 2002.
3. Костылев Р.П. Петербургские архитектурные стили. - С-Пб; 2002.
4. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. - Лениздат; 1990.

http://n355317.narod.ru
Copyright © ВВС
 
Сайт создан в системе uCoz