Создан: 25 октября 2003 года  
На главную

Сделать n355317 стартовой страницей ::  Добавить n355317 в закладки 


часто задаваемые вопросы

КОГДА ОТНОШЕНИЕ НЕБЕСПРИСТРАСТНО

"Почему преподаватели относятся к нам пристрастно? У меня в сочинении каждую ерунду считают ошибкой. А в сочинении одной моей одноклассницы такие же ошибки называют невниманием. Когда я начинаю отвечать, как только запнусь, сразу же начинаются нотации: Почему ты не хочешь заниматься? Почему учишь все через пень в колоду? Почему невнимательна? А когда эту мою одноклассницу спрашивают, то с ней говорят совсем по-другому: Смелее, ведь ты это знаешь; не теряйся!
Ну почему такая несправедливость? разве преподаватели не должны быть беспристрастными?"



Маленький ребус

В этом вопросе ставится тема, которую очень трудно решить. Чтобы мы ни говорили, в конце концов, преподавателей не переубедить: они считают себя беспристрастными. А учащиеся - нет. Конечно, можно сказать так: "Не бывает пристрастных преподавателей. Выкиньте эти фантазии из головы, лучше подумайте, как бы учиться лучше". Можно и по-другому: "Преподаватели пристрастны? Не обращайте внимания! Делайте, что следует, и Бог с ними!"

Однако ответить так - подло. Попробуем разобраться.

Что такое симпатия?

В словаре сказано: симпатия - это инстинктивная склонность приязни к какому-то человеку. Здесь самое важное слово - "инстинктивная", то есть, возникающая сама по себе, без нашей на то воли, и не поддающаяся управлению разумом. Ты встречаешься с кем-то впервые, и - бамс! - он тебе нравится. Потому, что у него именно такой нос, а не другой, такая стрижка, он смеется именно так, ходит так, а не иначе. По совершенно похожим причинам этот же человек может комуто не понравиться. И тот скажет себе: "Фу, у него нос картошкой; смеется, как дурак; а ходит, как утка!"

Здесь ничего не поделаешь: симпатия возникает самопроизвольно, мы ее не ищем.

Эффект "ореола"

Но нам-то что, если Васе нравится Петин нос? Это их дело!

Увы, все не так просто, вследствие "эффекта ореола". А именно: если Петина внешность нам нравится, то он покажется нам умным, добрым и прекрасным во всех отношениях. И напротив: если нам не нравится Васино лицо, то мы станем считать его глупым, злым и безобразным. Бывает, что кого-то могут счесть преступником из-за того, что следователю не понравился его нос!

Вот мы и пришли к сути дела. Учительница спрашивает Наташу, которая ей нравится, потом, что Наташины глаза напоминают ей глаза ее бабушки. Пока что ничего страшного не произошло. Но эти глаза создают вокруг девочки эффект ореола: она должна быть славной, и, значит, ее ошибки в сочинении - только оттого, что она невнимательна. Ну, а Викины глаза напоминают учительнице глаза неприятной ей соседки: значит, она девочка неумная. И здесь ничего не поделаешь. Если Вика что-то скажет, то учительница только утвердится в своем мнении: "Ну, я же говорила, что у нее нет способностей!" Если Наташа попробует сказать учительнице "Но, Мария Петровна, я вовсе не такая уж способная, как вы считаете!", то та просто растает от восторга: "Не говорила ли я, что Наташа - чудо, а не девочка! Какая скромница!"

Что делать?

Строить свои общественные и профессиональные отношения на симпатии - признак истинного детства. А с детьми рассуждать совсем нелегко! Единственный выход здесь - чтобы вмешались люди, непосредственно не заинтересованные в проблеме. Если у вас в классе произошел такой случай, нужно, чтобы одноклассники вступились за подругу, разумеется, вежливо и тактично. Они могут сказать: "Мария Петровна, пожалуйста, попробуйте отнестись к Вике по-иному. Мы знаем, что она - девочка умная, и учится серьезно". Если из класса, где 35 человек, 30 выскажутся в пользу Вики, вполне возможно, что преподавательница пересмотрит свое мнение. Однако сами Наташа и Вика не должны ничего ни говорить, ни делать.

Далее -->

Сайт создан в системе uCoz