Создан: 25 октября 2003 года  
На главную

Сделать n355317 стартовой страницей ::  Добавить n355317 в закладки 


Рюмина Дарья
Кино как синтетический вид искусства:
эссе по фильму "Слон"

Небо. Вечное, высокое, суровое, божественное, воплощающее мечту. А под этим небом живете Вы. И вам шестнадцать-семнадцать лет. И у вас есть планы на настоящее и будущее. Вы идете в школу. Вам туда идти не очень-то хочется, но вроде как кому-то это надо. Но это ничего, скоро закончится. Причем все. Вы в школе. Там не настоящая жизнь, да и дома тоже. Настоящая жизнь скоро начнется. Обязательно. Вот скоро. Вот сейчас. Настоящая жизнь выстрелила и пришла. Оказалась оно двумя "любимыми" и родными одноклассниками-одношкольниками, черненьким и беленьким. И еще она оказалась настоящей смертью. И вас нет. А небо есть.

Кстати говоря, Вы все-таки есть. Это просто фильм такой. Но кое с кем кое-что подобное произошло. И это уже не фильм. Это именно что жизнь. Что же должно происходить с человеком и обществом, чтобы настоящей жизнью оказалась смерть? Что может побудить людей нормальных (возникает вопрос о понятии "норма" - сделали бы такое люди не нормальные…) ради смеха и развлечения перебить кучу других нормальных людей? Наверное, "подгнило что-то в Датском королевстве"…И наверное, об этом надо кричать, как кричал Джон. А кричать, значит убеждать не ум, а чувства. А чувства может убеждать искусство. А какой вид искусства влияет на людей, общество круче всего (в современном нам мире)? Правильно, кино. Движение - вот символ нашего времени. А кино - движется. Мы видим на экране живых людей и невольно представляем себя на их месте. И воздействует кино на зрение, на слух, на мозг, на сердце. Еще его удобно смотреть. Можно и дома, в кресле. Все вышеперечисленное взваливает на кино огромную социальную нагрузку. И фильм "Слон" эту нагрузку на себя погрузил и понес, хлопая ушами, помахивая хвостом и обливаясь водой из хобота. Но это не просто манифест - это произведение искусства, искусства самого юного, самого актуального, самого современного - искусства кино.

Кино ассоциируется со зрительными образами, несущими смысловую нагрузку. Первый кадр, который мы видим в "Слоне" - небо. Оно темнеет (символ надвигающейся беды). Режиссер активно работает с цветом - желтые листья на деревьях, желтый, с черным быком, свитер Джона (желтый - цвет солнца, радости. Джон останется жить…). Что-то коричневое на Элиасе. Красные деревья в парке. Все гармонирует, все красиво. Красный свитер, с белым крестом на спине, у Натана. (Крестами католики помечали дома гугенотов в Варфоломеевскую ночь). Лица людей - гетеросексуалов. Разные. Их личные, собственные лица. Собака. Прыжок. Алекс составляет план школы на красной бумаге…Раскрашенная стена в коридоре. Красные стены. У учительницы физ-ры - красная куртка. Огромный темный зал. "А трусы у нее - зеленые". Желтый свет в лаборатории. Синий круг на двери женского туалета. Черные двери. Небо. Черные тучи. А Эрик спит, руки над головой - словно в позе распятого Христа. (А его разве самого не распяли? В душе - давно, физически - лучший друг, завтра). Кино в кино. Черно-белый фильм о Гитлере. И там разговор о кино. Словно зеркала, повешенные друг напротив друга и отражающие сами себя. (Гитлер - очевидный символ. Синонимы - ужас, разрушение, угроза, власть…). Нацистская эмблема. Красная кофта на Мишель. Мокрая улица, по которой бежит Джон. Дождь - слезы. Красная кровь на стене. Негр в желтом. Огонь. Туши, красные, холодные, висят в холодильнике. (Пушечное мясо). Небо. Дьявольски красиво. Но кино, как своеобразный продолжатель театральности, не может без движения. А оно передается движениями камеры. Герои очень много ходят. И оператор фиксирует каждый их шаг - причем снимает со спины. А затем, нам показывается игра, в которую играет Эрик. Он просто стреляет людям в спину. Кто же стреляет в спину идущим героям? Мы сами…Лица снимаются крупно. ("Смотрите, запоминайте!" - их уже нет.) Куча операторских "примочек" и "фишек". Крутящаяся камера (снимает в обществе гетеросексуалов, в парке), замедленная съемка (прыжок собаки). Одна сцена снимается глазами всех ее участников - они все о чем-то думают, у них у каждого своя правда. Эрик и Алекс идут с оружием - снимается лишь оно, как в "Квейке" или еще в чем-нибудь подобном (компьютерная игра).

Лично на меня сильнее всего подействовала музыка. Там вообще звуки "как в жизни" - накатывают, словно волны, сливаются в гул, но бывает слышно даже шлепанье ног. Или взвод курка (сцена в библиотеке - по-моему, супер). Ну и "Лунная соната", смешанная с "К Элизе", Бетховена. Регби под "Лунную сонату". И Мишель, поднявшая глаза на небо. Бетховен вообще как-то с небом сочетается…А еще под "К Элизе" можно мочить людей в компьютерной игре. Но все приходит на круги своя. Небо. "К Элизе". Крики чаек. Плакать хочется. Птицы поют еще в одном эпизоде. Когда Алекс входит в столовую. Он потом еще Эрика приканчивает. Глупые люди. Птички поют, солнышко светит, небо наверху, Бетховена сыграть могут. Видимо, для полного счастья им не хватает только смерти другого человека. (Кажется, дедушка Фрейд был прав - "эрос" и "танатос".) Фильм и режиссер играют на ассоциациях - постмодернизм, однако. Одно название - "Слон". Что это? "А слона- то я и не приметил!" Слона в фильме нет (не считая рисунка на стене в комнате Алекса). Но он есть. ("Видишь суслика? - Нет. - А он есть!" - "Д.М. Б.".) Просто его не видно. "Большое видится на расстоянии". Проблему в обществе тоже никто не видел. Но она была. Один знакомый знаток буддизма (:) сказал мне, что это древняя буддистская притча, в которой мудрецы описывали слона, которого до этого ощупывали в темноте. И так как ощупывали разные части, то и слоны у них разные. Может быть, поэтому фильм снят от имени нескольких героев, чтобы "Слон" был целым? От имени Алекса тоже. Он расстрелял просто так полшколы. Но он не является отрицательным героем. Он играет на фортепиано. Он не дурак. Он хороший, хоть и плохой. Его тоже достали ("расстреливали" бумажками - ну и он расстрелял). К тому же, он убил Британи, Джордан и Николь, которые меня жутко раздражали. Проблема не в нем. Он лишь частичка слона.

Социальный вызов - тоже "киношная" тема. Фильм - импровизация. Т.е. все "как в жизни". А это уже вызов. Общество не всегда желает смотреть на себя, в отличие от человека. А разговор про похудание? ("Соус не люблю - он толстит!"). А любимая американская игра под Бетховена? А диалог - "Когда я пела национальный гимн, всем нравилось!…Ты меня считаешь пустышкой?" А общество гетеросексуалов и тут же поцелуи в душе? И, наконец, фраза: "Таких как мы много. Они вас пристрелят, если вы будете обращаться с ними, как с нами". Выстрел в спину. Как в игре. Как в жизни.

Вот так, фильм ударяет по мозгам и по чувствам, используя приемы из других видов искусств, и чисто свои, киношные. Синтетический вид искусства. Обязательный элемент кино - актуальность. Жаль, что "Слон" актуален. Хотя я и не смотрела фильм "Детки", но, судя по отзывам о нем одноклассников, "Слон" - нечто неуловимо на них похожее. "Детки" не задумываются о будущем и о других. В "Слоне" то же самое. Они - детки. Недаром фильм заканчивается детской считалочкой. И у этих деток есть проблемы. Только "Слон" - словно другая крайность. Можно пить, курить травку, употреблять более тяжелые наркотики. А можно - прийти и убить. И это страшнее. Потому что не видно. Слоны ходят очень тихо. Их замечаешь, только когда они наступают тебе на голову. Самые страшные преступники - те, что не осознают тяжести своих поступков (сказал кто-то из мудрых). Те, кто понимают, могут измениться - эти нет. Глупая, неуправляемая сила - что может быть страшнее? Если говорить менее абстрактно, причин поступков Эрика и Алекса много. Как один из факторов, и свободная продажа оружия, и компьютерные игры, и благополучие. В благополучных социально защищенных странах всегда высокий процент самоубийств. Людям почему-то не нравится жить спокойно и хорошо. Агрессия может уходить в себя (самоубийство), а также наружу - убийство. Для нашей страны пока более актуален фильм "Детки". Но рано или поздно придет слон. Еще хорошо, если они не станут актуальны одновременно - социальная неустроенность + массовые убийства. Кстати, к этому идет. Взрослым следовало бы посмотреть на подростковый мир не идеализируя и не принижая, а так как оно есть. Ведь молодежь - индикатор общественных проблем и проблем человеческих. Она все ощущает острее. В ней сочетается первобытность, независимость и ужасающая програмированность обществом. Так что фильм ужасающе актуален.

Слоны водятся не только в зоопарках. Они приходят к людям. Большие и серые. И добрые, если их вовремя заметить. Алекс любит слонов. Он не любит людей. А люди его. Они любят своих слонов. А потом улетают с ними на небо. И, наверное, слышат крики чаек и "К Элизе". Правда, красиво?.!.?

На верх

Сайт создан в системе uCoz